molot.by

Время работы: 8:00 - 16:00

Телефон: +375 (25) 985-99-56

Главная -> Статьи -> Принципы ландшафтного дизайна

Принципы ландшафтного дизайна

Принципы ландшафтного дизайна

Каждый ландшафтный дизайнер в своей работе руководствуется не просто собственным вкусом, но вполне определенными общими правилами.

Первые два важных принципа: законы воздушной и линейной перспективы. Закон линейной перспективы применительно к ландшафтному дизайну интерпретируется так: «есть вещи, на которые приятнее смотреть сверху (на фоне земли) а есть вещи, на которые приятнее смотреть снизу (на фоне неба)». То, на что мы должны смотреть сверху вниз - это плоские формы. Лужайки, водоемы, тропинки… А то, что лучше смотрится на фоне неба - это объемные формы, деревья, крупные кустарники. Восприятие человеком размера объекта можно манипулировать, играя с пространством между человеком и этим объектом. Если скрыть это пространство так, чтобы для глаза не было сравнения масштаба объекта, например, засадив пустующее пространство полосой кустарника, то объект будет казаться ближе. А если полностью раскрыть это пространство, дав наблюдателю понимание размеров, то объект будет казаться дальше - таким нехитрым приемом можно «изменять» размеры вашего сада.

Закон воздушной перспективы гласит, что при удалении объект теряет четкость очертаний. Еще Леонардо да Винчи писал об этом так: «Вещи на расстоянии кажутся тебе двусмысленными и сомнительными». Такого природа человеческого глаза, что поделать. Грамотный дизайнер должен учитывать это, и не располагать растения, чья красота проявляется только при близком рассмотрении, на удалении от наблюдателя. И опять-таки можно играть с субъективно воспринимаемыми размерами сада: растительность мягких очертаний с темно-синеватым оттенком листвы будет казаться расположенной дальше, а растительность со светлыми и четким формами будет визуально сжимать расстояние между собой и наблюдателем.

Третий кит под брюхом черепахи ландшафтного дизайна: цвет. Определено, что за год растительность сада в среднем меняет 9 оттенков цвета. Поэтому при создании сада следует учитывать и эту изменчивость, помимо общих правил композиции цвета. К тому же в наших широтах с однообразно белыми зимами особенно важно обеспечить зимой хоть какие-нибудь яркие цветовые пятна.

Важно, чтобы цветовая гамма растений строилась на принципах цветовой гармонии: или сочетание контрастов, или сочетание близких оттенков. При этом запрещается использовать цвета в равных пропорциях - эта симметричность цвета нарушит баланс естественности, столь важный в саду. При этом, раз уж мы упомянули контраст, противоположность растений может быть показана не только цветом, но и сопоставлением их размеров, фактуры, формы листьев.

Четвертая позиция: свет. Свет играет очень много ролей, взаимодействуя как с цветом, так и с фактурой растений сада. С помощью правильной освещенности можно гибко изменять восприятие сада - тенистый таинственный сад, созданный для влюбленных пар, или яркий солнечный парк, предназначенный для шумных детских игр… Расположение растений сада должно соотноситься с тем светом, который мы имеем в течение дня: утреннее солнце, дневное и вечернее. Утреннее солнце светит ярко, дает четкие тени благодаря прохладному воздуху и оттого отлично выделяет всю фактуру растений. Поэтому главные текстурные формы, чью красоту вы хотите выделить в утреннем свете, следует располагать где угодно, но только не к востоку от наблюдателя; оптимально подойдут север и юг, тогда свет будет падать сбоку, что максимально подчеркнет фактуру и мелкие детали. В ярком солнечном свете мелкие детали видны хуже, потому что солнце не столько освещает, сколько слепит, особенно это касается растений в южной стороне от наблюдателя - летом в солнечный день они просто-таки золотятся на солнце. Вечерний свет более мягок, но и не дает такой же резкости света, как это бывает утром, в сумерках много теней, особенно на северной и западной стороне - там можно устроить вечерний интимный уголок сада.

Взаимодействия света с цветом стоит описать отдельно. Так голубые оттенки темной хвои при ярком солнечном свете визуально отдаляют, а в сумерках уменьшат объем сада, приблизившись. Красный цвет, наоборот, при ярком свете дня кажется ближе, а в вечерней тьме, отходит на план фона. Желтые оттенки приподнимают поверхность, и визуально увеличивают её, особенно, если контрастируют с соседним темным фоном (желтые цветы на темно-зеленой траве будут казаться больше и выше, чем в случае, если присыпать клумбу светлым песком).

Существует в ландшафтном дизайне (и в дизайне вообще) такой понятие как нюанс. Это тонкая грань, почти незаметные переход от одного к другому. При помощи умело обыгранных нюансов, можно создавать сады из близких растений, при этом не набивая оскомину наблюдателю одними и теми же видами. Тонкий переход, плавный переход - это сильное оружие в умелых руках. Играя с цветом, светом, размерами и фактурой, можно создать сад, в котором из ярко освещенной лужайки можно за несколько секунд незаметно для себя попасть в тенистый уголок с прудом и журчащим фонтаном. Следующий базовый принцип - это единство и баланс. Сад не должен быть собранием различных декоративных растений, у него должна быть какая-то центральная тема, так или иначе присутствующая в каждом уголке, будь то центральная площадка с мраморным фонтаном и ирисовыми клумбами или удаленная беседка под сенью сосен. Простейший принцип поддержать единство и баланс - это повторение, использование одних и тех же растений, одних и тех же композиционных приемов. Применительно к садам используют такое понятие, как симметричный и асимметричный сад. В симметричном саду добиться повторения довольно легко, так как в нем каждая из частей является отражением друг друга. В асимметричном же саду одна половина может быть усажена сплошь высокими туями и кипарисами, вторая же быть пустой площадкой; в таком саду единства можно добиться, используя растения близких форм, цвета, фактуры. Также единства можно добиться, введя в сад какую-то тему - скульптурные формы, одинаковый изгиб дорожек, этнические мотивы и т.п.

Последний закон правильного ландшафтного дизайна - линия и пропорция. Оперирование линейными размерами может дать те же результаты, что и игра со светом, тенью, цветом. Внося искусственный пропорциональный дисбаланс - небольшая статуя под сенью мощных деревьев, например, - можно акцентировать внимание на отдельных участках сада, и таким нехитрым образом субъективно делить его на зоны. То же касается и линии - вот перед нами бежит извивающаяся тропинка, вот она изгибается немного слишком сильно - используем «нюанс» - и тропинка внезапно завела нас за группу плотного кустарника к уединенной скамеечке под фонарем, на которой летним вечером наверняка так уютно и уединенно.

Приемов и методов в ландшафтном проектировании, как вы видите, не так уж и много, но для достижения успешного результата следует следовать им всем.

<<