molot.by

Время работы: 8:00 - 16:00

Телефон: +375 (25) 985-99-56

Главная -> Статьи о строительстве -> Отвертки - подробное описание и виды

Отвертки - подробное описание и виды

Отвертки - подробное описание и виды

Самой простой формой головки винта (а все изготавливалось методом ручной ковки) был прямоугольник или квадрат, однако они ограничивали возможность плавного, равномерного, а в конце достаточно сильного затягивания винта, особенно в труднодоступных местах.

Изобрели шестигранник! А с ним: обычный («зевный») ключ получил возможность не четырех, а шести установок в диапазоне 360°; появился накидной ключ с одновременной опорой на все шесть граней головки винта. А если в этом ключе 12, еще лучше 18 и даже 24 луча, то понятно, насколько малые доли окружности вращения можно этими ключами выполнять. Придумали торцевые ключи, обеспечившие доступ к головке винта по вертикали и возможность удобной его затяжки с приложением любой необходимой силы.

И вот однажды у какого-то гения, вероятно, после того как он завернул обычным ключом штук этак сорок винтов диаметром четыре-пять миллиметров, появляется мысль: «А почему, собственно, обязательно ключ? Почему нельзя в головке прорезать паз и работать с винтом с помощью стержня с плоским концом?» - так появился шлиц, а вслед за ним и отвертка! Вот только отчего «отвертка»? Ведь винт сначала заворачивают, и инструмент следовало бы назвать «заверткой», но это уж на совести первооткрывателей.

Итак, шлиц и отвертка?

Сколько прошло лет, сколько было «сорвано» шлицов и сломано, свернуто отверток, пока пользователи не получили тот самый инструмент, необходимость в котором постоянно возникает в быту, не говоря уже о производстве. Конструкция отвертки - длина и диаметр стержня, форма и размеры ручки - стала обеспечивать удобную и качественную работу в конкретных условиях, при конкретных технологических требованиях.

Многообразие типов отверток прежде всего определяется необходимым соответствием шлицевой части инструмента и шлица на винте (шурупе, саморезе). Наименования типов отверток в бывшем СССР по понятным причинам отличались от принятых во всем мире. Поэтому, важно сразу внести ясность в этом вопросе.

  • Отвертки, имеющие прямой шлиц, именуются на западе «Slotted», то есть отшлицованные.
  • Крестообразные - отвертки «Phillips».
  • Крестообразные с дополнительными направляющими (лучами) - отвертки «Pozidriv-Supadriv».
  • Шестигранные наружные - «Nutdriver».
  • Шестигранные внутренние - «Hex driver». Кстати, существует инструмент, позволяющий отворачивать (заворачивать) винты с внутренним шестигранником под углом до 25°. Эти отвертки называются «Ballpoint», то есть шариковые.
  • Существуют также отвертки под крепеж с внутренней спрофилированной шестиконечной звездочкой, имеющие название «TORX», запатентованное фирмой «CAMCAR TEXTRON USA».

С появлением в нашей стране крестообразной отвертки связан весьма любопытный исторический факт. В далеком теперь 1950 году США начали войну в Корее (политический аспект мы опускаем), в которой, в частности, принимали участие бомбардировщики В-29 («летающая крепость») - это те, с которых в 1945 году были сброшены атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Так вот, китайцы (КНР), принимавшие активное участие в этой войне, умудрились «умыкнуть» у американцев два (!) целых (то есть в полной комплектации и абсолютно боеспособных!) самолета В-29. Один из них они отдали Советскому Союзу (тогда мы очень дружили: «русский с китайцем братья на век» - была такая популярная песня). А у нас в это время существовала громадная авиационная проблема: необходим был самолет, способный донести до объекта атомную бомбу, которая в это время у нас уже имелась.

В-29 перегнали своим ходом на один из Подмосковных военных аэродром и устроили, как теперь выражаются, тендер: кто их ведущих авиаконструкторов и в кратчайший срок сумеет спроектировать и построить такую машину. Все ведущие, понятно, при этом присутствовали, и присутствовал, говорят, Сам - Верховный Главнокомандующий и проч., и проч., - И. В. Сталин. В итоге обсуждения Сталин выбрал Великого А. Н. Туполева и приказал, совершенно категорически, создать абсолютную копию этой машины. Единственно, что удалось изменить - это перейти с дюймовой на метрическую систему измерений во всей конструкции. Так родился советский бомбардировщик ТУ-4, который начал изготавливаться в конце 1953 года.

А при чем здесь наша тема? Отвечаю: на В-29 были винты с крестообразным шлицом - на ТУ-4 тоже.

В чем революционность «крестика»? Он позволяет надежно зафиксировать отвертку в шлице, не «соскальзывает» и при правильной работе практически полностью исключает возможность повреждения, «срыва» шлица - возникновения заусенец, нарушения антикоррозионного покрытия крепежа. Площадь рабочего контакта между поверхностями «крестика» и отвертки практически вдвое больше, чем при прямом шлице.

Рассказ о конструкциях отверток и начнем с «крестика» - крестовой отвертки, как она называется в технической литературе.

Изначально форма крестообразного шлица была довольно сложной, ибо помимо собственно «креста» имела цилиндрическое углубление по его центру (примерно, диаметром 2 мм и глубиной около 3 мм) - форма отвертки соответствовала ему. Однако практика показала, что эта направляющая на отвертке технико-экономически не оправдана, и от направляющей отказались, оставив просто «крест».

Источник

<<