molot.by

Время работы: 8:00 - 16:00

Телефон: +375 (25) 985-99-56

Главная -> Статьи -> Краски

Краски

Краски

Было время, когда химия являлась делом избранных, скрывающих свои знания под пологом мистики во избежание кражи своих знаний или для придания большего веса своей репутации. Алхимия привлекала и многие зрелые умы, и ищущих тайн романтиков, и властолюбцев, но годы шли, и флогистон вкупе с философским камнем были заменены более зрелыми, скучными и обоснованными на практике идеями. Алхимические опыты тех лет дали нам бумагу, порох, фарфор и многое другое, химиков же современных занимают другие задачи. И одна из самых важных задач современной химии - это краски. Современные краски ведут свой род от ядовитых и дорогостоящих красок прошлых веков, получаемых тяжелым трудом или из растений, или из дорогостоящих минералов, или из живых существ. Но подобно тому, как учение об алхимической трансмутации сегодня с успехом заменено теорией ядерного синтеза, так и натуральный пурпур, извлекаемый из моллюсков Murex brandaris в масштабах 1 грамм красителя на 10000 несчастных головоногих, сегодня с успехом заменен искусственно синтезируемым по методу конденсации Клайзена основным красящим веществом натурального пурпура - диброминдиго. Раньше для красной краски брали горсть кошенильных червецов и замачивали их в уксусе, затем разбавляли все это льняным маслом и фильтровали, теперь же груды высушенных насекомых заменены синтетическими красителями, а масло - синтетической смолой. Современные краски имеют мало общего со своими античными и средневековыми предками уже хотя бы в том, что они куда как дешевле, и ношение одежды определенных цветов уже не может быть расценено как признак достатка и положения в обществе; функции цвета, как индикатора красоты, теперь выполняют чувство вкуса и сиюминутная мода. И если раньше яркая сочная краска на рисунке одежды или картине была призвана сообщать всем видящим: «Смотрите, у меня много денег, и я уважаем», то теперь краски выполняют прагматичные функции - скрыть поверхность и защитить её. Все современные строительные краски состоят из трех компонентов: собственно красящий пигмент для придания цвета, носитель для придания краске удобной для нанесения жидкой формы и равномерного растворения пигмента и связующий элемент, который связывает сохнущую краску воедино в одну пленку и не дает ей отвалиться от поверхности. В зависимости от соотношения пигмент/связующее в краске будет в разной степени проявляться блеск и яркость покрытия. Если пигмента много, то краска выйдет тускло-матовой (а не наоборот, как можно было бы вначале подумать). Краска, в которой вода является носителем, называются водоэмульсионными (англоязычные жители планеты называют их «латексными» - latex paint). Водоэмульсионная краска в банке не является однородным раствором, это густая эмульсия. Когда вы зачерпываете её кистью и наносите на стену, то захватываете и воду, и растворенный в связующем пигмент. Потом вода благополучно высыхает, а слой пигмента прилипает к стене. Алкидные краски тоже представляют собой эмульсию, только вместо воды носителем выступает керосин; а старинные фрески, к слову, растворялись перед нанесением в яичном желтке или (если позволяла география) в природной нефти. Алкидные краски называют также масляными (пошло от англ. - oil paint), они резко пахнут из-за летучего керосина и могут вызывать аллергию и головные боли у расположенных к тому людей, поэтому от них постепенно отказываются в пользу водоэмульсионных. Помимо основных трех компонент - пигмент, связующее, носитель - в краску добавляют различные компоненты для повышения её качества и характеристик. Например, в краску может быть добавлен какой-нибудь химический реагент, предупреждающий капание краски. Вследствие чего кисть или валик зачерпывает краску густо, помногу, и можно прокрасить участок за один мазок. А в декоративные фактурные краски добавляют загуститель, чтобы придать краске консистенцию киселя или сметаны; краска способна высохнуть не просто ровным слоем, но с буграми или потеками, рельефным рисунком, если на то будет ваше желание. Для хорошей окраски одной лишь краски недостаточно. Нужны несколько слоев для подготовки поверхности, а лишь затем можно приступать к работе. Сначала поверхность следует защитить шпаклевкой или грунтовкой, чтобы сгладить её и предотвратить затекание краски в щели и поры. Грунтовка еще и предохранит от коррозии, так как краска, при высыхании способная выпустить через себя испаряющуюся воду через мельчайшие поры в эмульсионной пленке, так же легко способна эту воду впустить и обратно. Затем, если красить по всем правилам, кладется третий слой - подслой, хотя большинство современных красок при высыхании образуют его сами, облегчая вам работу. Собственно краска - это финишный слой, последний, и единственный, который будет виден.

<<