molot.by

Время работы: 8:00 - 16:00

Телефон: +375 (25) 985-99-56

Главная -> Статьи -> Керамические предметы интерьра. Своими руками

Керамические предметы интерьра. Своими руками

Керамические предметы интерьра. Своими руками

Бесспорно - самые интересные и необычные предметы интерьера это не те, которые куплены, но те, которые изготовлены своими руками. Во-первых, это интересно. Во-вторых, такие предметы лучше отражают вас, как хозяина дома, и, следовательно, лучше подходят к вашему интерьеру. Глина - старейший из известных человечеству материалов, не считая дерева и камня. Почва под ногами издавна служит человечеству для изготовления многочисленных предметов бытового обихода, а с определенного момента развития цивилизации - и для изготовления предметов искусства. Итак, рассмотрим, как можно изготовить самодельный глиняный объект или изделие, например статуэтку или кувшин. Цвет и пластические свойства глиняной массы сильно зависят от её состава. Так, если использовать глиняную массу, в составе которой много песка - т.н. «тощая» глина - то готовое изделие будет иметь шероховатую форму, как ни старайся её выровнять, из-за выступающих на поверхность песчинок. При этом изделие из такой тощей глины будет хорошо пропускать влагу - в старину в жарких арабских странах гончары специально изготавливали кувшины из тощей глины, так как при испарении через поры керамического сосуда вода внутри охлаждалась, и в таких сосудах даже в сильную жару можно было долгое время сохранять вино или воду холодной. Жирная глина более пластична и легко мнется и сохраняет форму. Лепить из такой глины так же просто, как и лепить из мягкого послушного пластилина. При этом при высыхании, которое технологически предшествует обжигу, жирная глина может покоробиться и потрескаться, особенно если изделие сложной формы. Так что при подготовке смеси перед лепкой следует перво-наперво определиться с тем, что вы собирается изготавливать. Керамику изготавливают 3 основными способами: прессование в форме, обработка на гончарном круге и лепка вручную. Первый способ удобен технологически, но для нас не подходит по определению, так как мы изготавливаем нечто уникальное и исключительно свое. Второй способ требует определенного опыта, подготовки и собственно наличия гончарного круга. На гончарном круге обычно изготавливают посуду, но также круг удобен и при лепке других фигур - свободно вращающаяся в любую сторону основа позволяет мастеру комфортно сидя на стуле иметь доступ к любой части изделия. Если у вас есть возможность - изготовьте простую вращающуюся основу из двух досок и штырька или подшипников. Про технологию лепки мы не будем вам ничего рассказывать. Это ваше изделие - лепите его так, как вам вздумается. Да и нельзя передать опыт, просто описав технические приемы лепки. Единственное - не стоит изготавливать крупные монолитные изделия из глины, внутри должна быть пустота, иначе при сушке/обжиге и сопутствующей им деформации ваше изделие просто треснет и развалится. Перед обжигом вначале изделие должно просушиться. Его ставят в сухое помещение куда-нибудь вниз (но не на пол), например, на нижнюю полку стеллажа. Там ваш будущий предмет интерьера должен сохнуть до тех пор, пока на нем от нажатия пальца не перестанет появляться отпечаток. Тогда изделие переносят под потолок помещения, где оно сохнет уже при более высокой (но все еще комнатной) температуре до тех пор, пока щелчок по нему ногтем не станет производить чистый звонкий звук. Вот теперь изделие, наконец, можно и обжечь (в принципе можно остановиться и на сушке, но обжиг придает керамике большую прочность и плотность). Правильный обжиг предполагает использование правильной печи. Можно конечно, купить готовую электрическую - но от этого пропадает весь шик и удовольствие от процесса. Деревенская бабушкина печка, возможно, подойдет - но лучше все-таки раздобыть кирпичей и сложить печь самому, потому что так интереснее. Печь складывается произвольно, но так, чтобы получился как бы своего рода прямой угол - горизонтальное пространство, в которое закладываются дрова и уголь, и вертикальное пространство печного дымохода, в котором будет печься керамика. Итак, допустим мы собрали простейшую печку - трубу из кирпича в форме перевернутой буквы Г, промазав швы глиняным раствором, отлично держащим жар. Можно, кстати, и просто вырыть яму, над которой соорудить крышку и дымоход для складирования керамики, - просто и аутентично. Складируем керамику в дымоход печи так, чтобы между ней оставалось много свободного пространства - чем лучше будет циркулировать воздух, тем лучше будет результат. Опытные гончары обычно сперва закидывают в дымоход не будущую керамику, а просто глиняные обломки и прочий мусор - чтобы посмотреть, как себя ведет печь, нужно ли поднять температуру, нужно ли опустить и т.п. И только во второй раз в печь уже идет сама керамика. Также керамику во время обжига можно покрыть глазурью. Глазировка - это еще одна причина, почему вышеуказанные гончары вначале обжигают черепки, а не готовые изделия. Глазурь - вещь капризная и в разных условиях может дать разный результат. Простая глазировка достигается нанесением на керамику порошка, имеющего в своем составе металлические окислы - кварц, оксиды меди, кобальта и т.п. При обжиге порошок спекается в стекло, придавая керамике характерный блеск и цвет, зависящий от состава глазури. Первое топливо, которым будет протапливаться печь - это сырые дрова. Ими горшки окуриваются до тех пор, пока из дымохода не перестанет выходить белый пар. После этого в печь закидывается сухое топливо. Следите за тем, чтобы температура повышалась постоянно, без скачков, и не падала. Жар в печь следует поднять до температуры красного каления (для этого вмуруйте в внутреннею поверхность печи гвозди и следите за их цветом), после чего поддерживайте температуру в течение 6 часов. При этом одновременно запаситесь песком или землей и свежим жидким раствором глины. По прошествии шести часов прокаливания в печном жару, все отверстия нашей печи закрываются, щели тщательно и обильно промазываются глиной, а вся печь засыпается землей. Так керамика в засыпанной печи должна простоять 2 суток, после чего печь разрывают, счищают глиняную замазку и слегка приоткрывают для доступа свежего воздуха. Потом приоткрывают чуть больше, потом еще чуть больше - чтобы температура внутри опускалась плавно, иначе керамика от резкого охлаждения треснет, и, наконец, извлекают плоды ваших трудов - обожженную керамику. Вот и все, самодельный предмет интерьера, хранящий память ваших рук, готов!

<<